НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЙРОПЕДАГОГИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: нейропедагогика, нейроправо, нейронаука, нейротехнологии, образовательное право, образование, междисциплинарные исследования

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию состояния нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в Российской Федерации в контексте цифровой трансформации образования. Актуальность исследования обусловлена инновационным характером разработок в области нейропедагогики и нейроправа, а также насущной необходимостью совершенствования образовательного права в ходе перехода российского образования от болонской системы к новой российской многоступенчатой системе образования. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые основы реализации актуальных на сегодняшний день инструментов нейропедагогики.

Цель. Цель исследования – анализ нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление основных путей его совершенствования.

Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод абстрагирования и метод экспертных оценок.

Результаты. Результатом исследования является систематизация нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление его пробельности. Правовые основы инновационных и наукоемких направлений развития образования на сегодняшний день носят диффузный и отчасти неполный характер, оставляя возможности не только для развития данной сферы деятельности, но и для злоупотреблений применением инновационных технологий для подмены ими собственно процесса обучения, и понимание этого необходимо для дальнейшего совершенствования образовательного права.

Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать как при проведении дальнейших исследований в сфере образовательного права, в процессе совершенствования законодательства, также в практике преподавания ряда дисциплин в сфере педагогики высшей школы.

EDN: NABSEC

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena S. Balashova, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, кандидат философских наук

Lidiya V. Sofronova, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, доктор исторических наук

Dmitry A. Stroganov, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права

Литература

Список литературы

Алферова Е.В. Нейроправо: достижения в области нейронауки и их применение в криминологии, криминалистике и правосудии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. №2. С. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.20

Балашова Е.С. Перспективы применений технологий UX/UI-дизайна в современном образовании / Е.С. Балашова, А.В. Богачева // Инновации в образовании. 2024. № 2. С. 4-10.

Балашова Е.С. Правосознание как нейрокогнитивный феномен в контексте реформ: аспекты дефиниции // Правовая реформа (история, теория, практика, техника). Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2024. С. 100-108.

Бондаренко А.А. Формирование категории «нейроправа»: обобщение российского и международного опыта // Юридическая наука. 2023. № 8. С. 82-85.

Букина Т.В. Современные исследования функционирования мозга детей младшего школьного возраста в процессе обучения: обзор / Т.В. Букина, М.В. Храмова, С.А. Куркин // Известия вузов. ПНД. 2021. T. 29, № 3. С. 449-456. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456

ГОСТ Р 71200-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения». М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 688 с.

Дзодзиков З.У. Нейропедагогика в системе современного образования // Педагогика и просвещение. 2024. №3. С. 99-112. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2024.3.68686

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей". https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/ (дата обращения: 31.01.2025).

Золотова В. Субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной интеллектуальной собственности в образовательных учреждениях // Russian Studies in Law and Politics. 2024. Т. 8, № 4. С. 88-111. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-4-207

Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М., 2021. 656 с.

Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (дата обращения: 31.01.2025).

Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031?ysclid=m6kxi8xqy8289434217 (дата обращения: 31.01.2025).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016?ysclid=m6kxjw5oox311669674 – (дата обращения: 31.01.2025).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035?ysclid=m6kxldcbcc421521419 (дата обращения: 31.01.2025).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2020 г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?ysclid=m6kxmbbp13949968292 – (дата обращения: 31.01.2025).

Рожкова А.Ю. Организационно-правовая природа EdTech платформ в подготовке и сертификации персонала / А.Ю. Рожкова, Ю.В. Данейкин // BENEFICIUM. 2022. №1 (42). С. 47-58. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).47-58

Савченков А.В. Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, С.А. Изюмникова, А.А. Жуков // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7

Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 161-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167

Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. № 2 (1). С. 74-100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5

Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

Трудовой кодекс РФ. Текст с последними изменениями и дополнениями на 1 мая 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 288 с.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2018 г. http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001201805070038 (дата обращения: 31.01.2025).

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 31.01.2025).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2022. 174 с.

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». М.: Эксмо, 2021.

Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». М.: Эксмо, 2024. 32 с.

Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». http://www.kremlin.ru/acts/bank/30941 (дата обращения: 31.01.2025).

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982 (дата обращения: 31.01.2025).

Шкатулла В.И. Образовательное право России. М.: Юстицинформ, 2015. 896 с.

Шкатулла В.И. Развитие образовательного законодательства и образовательного права на период до 2050 года // Народное образование. 2017. №8. С. 7-11.

Grein M. Neurodidaktik aktuell. Grundlagen für Sprachlehrende / M.Grein, A. Nagels, M. Riedinger. Hueber Verlag, 2022. P. 126.

Jones B.C. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International Journal of Constitutional Law Blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2534617 (accessed January 31, 2025).

References

Alferova E.V. Neurojustice: advances in neuroscience and their application in criminology, criminology and justice. Social Sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law, 2023, no. 2, pp. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.20

Balashova E.S. Prospects of UX/UI-design technologies application in modern education / E.S. Balashova, A.V. Bogacheva. Innovations in Education, 2024, no. 2, pp. 4-10.

Balashova E.S. Legal consciousness as a neurocognitive phenomenon in the context of reforms: aspects of definition. Legal reform (history, theory, practice, technique). N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2024, pp. 100-108.

Bondarenko A.A. Formation of the category “neuroprava”: generalization of Russian and international experience. Juridicheskaya nauka, 2023, no. 8, pp. 82-85.

Bukina T.V. Modern studies of brain functioning of primary school children in the process of learning: a review / T.V. Bukina, M.V. Khramova, S.A. Kurkin. Izvestia Vuzov. PND, 2021, vol. 29, no. 3, pp. 449-456. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456

GOST R 71200-2023 “Cyber-physical systems. Smart House. General provisions”. M.: Russian Institute of Standardization, 2024, 16 p.

Civil Code of the Russian Federation. Text with amendments and additions as of February 1, 2023. Moscow: Eksmo-Press, 2023, 688 p.

Dzodzikov Z.U. Neuropedagogy in the system of modern education. Pedagogy and enlightenment, 2024, no. 3, pp. 99-112. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2024.3.68686

Law of the Russian Federation from 07.02.1992 N 2300-1 (ed. from 08.08.2024) “On Protection of Consumer Rights”. https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/ (accessed 31.01.2025).

Zolotova V. Subject composition of participants of legal relations related to the protection of intellectual property in educational institutions. Russian Studies in Law and Politics, 2024, vol. 8, no. 4, pp. 88-111. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-4-207

Kahneman D. Think slowly... decide quickly. М., 2021, 656 p.

National Project “Education”. https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (accessed 31.01.2025).

Resolution of the Government of the Russian Federation from 11.10.2023 №1678 “On Approval of the Rules for the application of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs by organizations engaged in educational activities”. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031?ysclid=m6kxi8xqy8289434217 (accessed 31.01.2025).

Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from August 23, 2017 No. 816 “On Approval of the Procedure for the application by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance education technologies in the implementation of educational programs”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016?ysclid=m6kxjw5oox311669674 (accessed 31.01.2025).

Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from April 5, 2017 № 301 “On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities under Educational Programs of Higher Education - Bachelor's Degree Programs, Specialist Programs, Master's Degree Programs”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035?ysclid=m6kxldcbcc421521419 (accessed 31.01.2025).

Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from March 17, 2020 № 103 “On approval of the temporary procedure for supporting the implementation of educational programs of primary general, basic general, secondary general education, educational programs of secondary vocational education and additional general education programs with the use of e-learning and distance learning technologies”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?ysclid=m6kxmbbp13949968292 (accessed 31.01.2025).

Rozhkova A.Yu. Organizational and legal nature of EdTech platforms in personnel training and certification / A.Yu. Rozhkova, Y.V. Daneikin. BENEFICIUM, 2022, no. 1 (42), pp. 47-58. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).47-58

Savchenkov A.V. Opportunities of technopark in the realization of the system of digital civic-patriotic education in the university / A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina, S.A. Iziumnikova, A.A. Zhukov. Vestnik of Minin University, 2024, vol. 12, no. 2, p. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7

Soshenko I.I. Universities in the conditions of change: the demand for social innovation. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 10, pp. 161-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167

Sposini L. The impact of new technologies on economic behavior and consumer freedom of choice: from neuromarketing to neuromarketing. Journal of Digital Technologies and Law, 2024, no. 2 (1), pp. 74-100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5

Strokov A.A. Digitalization of education: problems and prospects. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 2, p. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

Labor Code of the Russian Federation. Text with the latest amendments and additions as of May 1, 2023. Moscow: Eksmo-Press, 2023, 288 p.

Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018, No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”. Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) May 7, 2018. http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001201805070038 (accessed 31.01.2025).

Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020, No. 474 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period until 2030”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (accessed 31.01.2025).

Federal Law “On Education in the Russian Federation”. Moscow: Omega-L, 2022, 174 p.

Federal Law of 27.07.2006 №149-FZ “On Information, Information Technologies and Information Protection”. M.: Eksmo, 2021.

Federal Law of 27.07.2006 №152-FZ “On Personal Data”. Moscow: Eksmo, 2024, 32 p.

Federal Law of 12.04.2010 №61-FZ “On Circulation of Medicines”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/30941 (date of circulation: 31.01.2025).

Federal project “Digital Educational Environment”. https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982 (accessed 31.01.2025).

Shkatulla V.I. Educational Law of Russia. Moscow: Justitsinform, 2015, 896 p.

Shkatulla V.I. Development of educational legislation and educational law for the period up to 2050. Narodnoe obrazovanie, 2017, no. 8, pp. 7-11.

Grein M. Neurodidaktik aktuell. Grundlagen für Sprachlehrende / M. Grein, A. Nagels, M. Riedinger. Hueber Verlag, 2022, p. 126.

Jones B.C. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights. International Journal of Constitutional Law Blog. Oxford, 2014, pp. 1-7. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2534617 (accessed January 31, 2025).


Просмотров аннотации: 72
Загрузок PDF: 23

Опубликован
2025-03-31
Как цитировать
Balashova, E., Sofronova, L., & Stroganov, D. (2025). НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЙРОПЕДАГОГИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Russian Studies in Law and Politics, 9(1), 29-50. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2025-9-1-216
Раздел
Оригинальные статьи