АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: образовательное право, образование, комодификация образовательного права, нейроправо, цифровая трансформация образовательного права, инклюзивное образование, отрасль права

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию факторов, стоящих на пути совершенствования образовательного права как отрасли. Актуальность исследования обусловлена инновационными процессами, развивающимися на современном этапе как в сфере образовательного права, так и в сфере образования. Система образования в России при переходе от Болонского процесса к новой парадигме образования нуждается в совершенствовании образовательного права. В ходе исследования были проанализированы наиболее проблемные аспекты нормативно-правового обеспечения образования.

Цель. Цель исследования – анализ современного состояния образовательного права и выявление организационно-правовых основ актуальных проблем образовательного права.

Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод экспертных оценок, метод абстрагирования и социологические методы исследования.

Результаты. Результатом данного исследования является выявление и систематизация актуальных проблем образовательного права и нормативно-правовых основ их формирования. Актуальные проблемы образовательного права носят как системный, так и нормативный, и организационный характер и понимание оснований их формирования необходимо для создания эффективных подходов к их решению.

Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать при решении текущих проблем управления образовательными организациями, в первую очередь в сфере педагогики высшей школы, также в практике преподавания учебных дисциплин как образовательное право и др.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena S. Balashova, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, кандидат философских наук

Lyudmila V. Gnetova, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, кандидат юридических наук

Ekaterina S. Surovegina, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

старший преподаватель кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин

Литература

Алонцева Д.В. Действия коррупционной направленности в образовательной системе: проблемы квалификации / Д.В. Алонцева, О.А. Лаврищева // Вестник Томского государственного университета. Право. 2024. №53. С. 91-109. https://doi.org/10.17223/22253513/53/7

Аликперов Х.Д. Электронная система определения меры наказания – будущее правосудия по уголовным делам («Электронные весы правосудия») // Организационные модели обеспечения деятельности судов в XXI веке: российский и зарубежный опыт и перспективы развития. Москва, 2023. С. 174-182.

Алферова Е.В. Нейроправо: достижения в области нейронауки и их применение в криминологии, криминалистике и правосудии (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. № 2. С. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.19

Аншаков А.С. Публично-правовые аспекты информационной безопасности в образовании // Вестник поволжского института управления. 2024, Т. 24 (2). С. 91-98. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2024-2-91-98

Балашова Е.С. Кризис парадигмы педагогического труда / Е.С. Балашова, С.М. Мальцева // Инновации в образовании. 2022. № 6. С. 4-10.

Бондаренко А.А. Формирование категории «нейроправа»: обобщение российского и международного опыта // Юридическая наука. 2023. № 8. С. 82-85.

Безвиконная Е.В. Организационно-правовые аспекты регулирования трудовых отношений образовательной организации и советника по воспитанию / Е.В. Безвиконная, А.А. Савкин // Russian Studies in Law and Politics. 2024. Т. 8, № 2. С. 70-94. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-2-179

Вышеславова Т.Ф. Сравнительно-правовой анализ трудо-правового статуса преподавателя высшей школы / Т.Ф. Вышеславова, С.А. Лукинова // Гуманитарные и юридические исследования. 2024, Т. 11 (1). С. 121-128. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.13

Гусейнгаджиев Р.А. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в сфере образования // Russian Studies in Law and Politics. 2023. Т. 7, No 4. С. 23-40. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2023-4-23-40

Ладнушкина Н.М. Образовательное право: вопросы теории и практики / Н.М. Ладнушкина, Д.А. Пашенцев, С.И. Фёклин. Рязань: Концепция, 2017. 236 с.

Мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации К.В. Арановского по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В.Чайковского. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision430475.pdf

Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196

Савченков А.В. Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, С.А. Изюмникова, А.А. Жуков // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, No 2. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7

Сидорова Е.З. Об особенностях политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде // Академическая мысль. 2024. №3 (28). С. 55-58.

Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы А.А. Строков // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, No. 2. С. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

Трудовой кодекс РФ. Текст с последними изменениями и дополнениями на 1 мая 2023 года. М., Эксмо-Пресс, 2023. 288 с.

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2023 №409 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2023 №73363).

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 7 мая 2018 г.

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., Омега-Л, 2022. 174 с.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982

Шкатулла В.И. Образовательное право России. М., Юстицинформ, 2015. 896 с.

Шкатулла В.И. Развитие образовательного законодательства и образовательного права на период до 2050 года // Народное образование. 2017. №8. С. 7-11.

Blum G. Bilateralism, Multilateralism, and the Architecture of International Law // Harvard International Law Journal. 2008. Vol. 49, No. 2, p. 323.

Jones B. Ch. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International journal of constitutional law blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. https://ssrn.com/abstract=2534617

Mccruddenn Ch. Transnational culture wars // International journal of constitutional law. Oxford, 2015. Vol. 13, No. 2. P. 434-462. https://doi.org/10.1093/icon/mov018

Zalnieriute M. An international constitutional moment for data privacy in the times of mass-surveillance // International Journal of law and information technology. Oxford, 2015. Vol. 23. P. 99-133. https://doi.org/10.1093/ijlit/eav005

References

Alontseva D.V. Actions of corruption in the educational system: problems of qualification / D.V. Alontseva, O.A. Lavrishcheva. Bulletin of Tomsk State University. Law, 2024, no. 53, pp. 91-109. https://doi.org/10.17223/22253513/53/7

Alikperov H.D. Electronic system of determining the measure of punishment - the future of justice in criminal cases (“Electronic scales of justice”). Organizational models of ensuring the activity of courts in the XXI century: Russian and foreign experience and prospects of development. Moscow, 2023, pp. 174-182.

Alferova E.V. Neurojustice: achievements in the field of neuroscience and their application in criminology, criminology and justice (Review). Social and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law, 2023, no. 2, pp. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.19

Anshakov A.S. Public-legal aspects of information security in education. Bulletin of the Volga Region Institute of Management, 2024, vol. 24 (2), pp. 91-98. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2024-2-91-98

Balashova E.S. The crisis of the paradigm of pedagogical labor / E.S. Balashova, S.M. Maltseva. Innovations in Education, 2022, no. 6, pp. 4-10.

Bondarenko A.A. Formation of the category “neuroprava”: generalization of Russian and international experience. Juridicheskaya nauka, 2023, no. 8, pp. 82-85.

Bezvikonnaya E.V. Organizational and legal aspects of regulation of labor relations of an educational organization and an educational advisor / E.V. Bezvikonnaya, A.A. Savkin. Russian Studies in Law and Politics, 2024, vol. 8(2), pp. 70-94. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-2-179

Vysheslavova, T.F. Comparative-legal analysis of the labor-legal status of a higher school teacher / T.F. Vysheslavova, S.A. Lukinova. Humanitarian and Legal Studies, 2024, vol. 11 (1), pp. 121-128. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.1.13

Guseingadzhiev R.A. Legal bases of the state anti-corruption policy in the sphere of education. Russian Studies in Law and Politics, 2023, vol. 7, no. 4, pp. 23-40. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2023-4-23-40

Ladnushkina N.M. Educational law: issues of theory and practice / N.M. Ladnushkina, D.A. Pashentsev, S.I. Fyoklin. Ryazan: Concept, 2017, 236 p.

Opinion of the judge of the Constitutional Court of the Russian Federation K.V. Aranovsky on the case on checking the constitutionality of the provisions of paragraphs 1 and 2 of Article 3 of the Law of the Russian Federation “On Employment of the Population in the Russian Federation” in connection with the complaint of citizen M.V. Chaikovsky. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision430475.pdf

National Project “Education”. URL: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=m4l7ja7o92301227196

Savchenkov A.V. Opportunities of technopark in the realization of the system of digital civic and patriotic education in the university / A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina, S.A. Iziumnikova, A.A. Zhukov. Vestnik of Minin University, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7

Sidorova E.Z. On the peculiarities of policy in the field of crime prevention in the educational environment. Academic Thought, 2024, no. 3 (28), pp. 55-58.

Strokov A.A. Digitalization of education: problems and prospects A.A. Strokov. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 15. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

Labor Code of the Russian Federation. Text with the latest amendments and additions as of May 1, 2023. Moscow, Eksmo-Press, 2023, 288 p.

Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 18.04.2023 № 409 “On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education, the methodology of calculation and application of accreditation indicators for educational programs of higher education” (Registered in the Ministry of Justice of Russia 19.05.2023 № 73363).

Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018, No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”/ Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru), May 7, 2018.

Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020, No. 474 “On National Goals for the Development of the Russian Federation for the Period until 2030”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Federal Law “On Education in the Russian Federation”. M., Omega-L, 2022, 174 p.

Federal project “Digital Educational Environment”. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982.

Shkatulla V.I. Educational law of Russia. Moscow, Justitsinform, 2015, 896 p.

Shkatulla V.I. Development of educational legislation and educational law for the period up to 2050. Narodnoe obrazovanie, 2017, no. 8, pp. 7-11.

Blum G. Bilateralism, Multilateralism, and the Architecture of International Law. Harvard International Law Journal, 2008, vol. 49, no. 2, p. 323.

Jones B. Ch. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights. International journal of constitutional law blog. Oxford, 2014, pp. 1-7. https://ssrn.com/abstract=2534617

Mccruddenn Ch. Transnational culture wars. International journal of constitutional law. Oxford, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 434-462. https://doi.org/10.1093/icon/mov018

Zalnieriute M. An international constitutional moment for data privacy in the times of mass-surveillance. International Journal of law and information technology. Oxford, 2015, vol. 23, pp. 99-133. https://doi.org/10.1093/ijlit/eav005

Опубликован
2024-11-30
Как цитировать
Balashova, E., Gnetova, L., & Surovegina, E. (2024). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Russian Studies in Law and Politics, 8(3), 58-76. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-3-199
Раздел
Оригинальные статьи